Базилика
Изучая Флоренцию, не забудьте увидеть амфитеатр. Да-да, говорят, что он тоже здесь был, правда, в стародавние времена. Сейчас приблизительно на том самом месте красуется базилика Santa Croce (Святого Креста), но если забраться на ступеньки, внимательно осмотреться вокруг и взглянуть на карту, то вполне можно себе представить, где находились трибуны. Но это было раньше, от проводившихся некогда состязаний осталась лишь одна традиция: игра в мяч в средневековых костюмах. Соревнования проводятся в летние месяцы, во все остальное время путешественники прибывают сюда с единственной целью: посетить один из самых больших францисканских храмов в мире.
В наши дни Санта-Кроче воспринимается, прежде всего, как пантеон. Здесь покоятся многие известные люди своего времени: Леон Баттиста Альберти, Галилео Галилей, Никколо Макиавели, Микеланджело Буонарроти, Джоаккино России и другие почетные граждане. Для того чтобы разобраться, где истинное захоронение, а где кенотафы (надгробные памятники в месте, которое не содержит останков покойного), стоит запастись схемой с пояснениями, иначе многое может быть истолковано неверно. Так, сфотографировав на входе памятник Данте, многие путешественники ожидают увидеть и его гробницу. Она есть, но вот прах знаменитого флорентийца покоится в Равенне. И это не единственный подобный пример.Церковь славится не только своими погребениями. Вся ее история связана с легендами. Некоторые из них уводят во времена Франциска Ассизского. По одной из версий, он основал на этом самом месте часовню, которая и стала краеугольным камнем для францисканцев. Более правдоподобные источники гласят, что строительство началось во второй половине XIII в., уже после смерти святого, и никем иным, как Арнольфо ди Камбио, с именем которого связаны чуть ли не все основные достопримечательности Флоренции. Правда, и эти сведения ставятся под сомнение многими исследователями. Одно известно наверняка, освящена церковь была в 1443 г. Но это стало лишь первым этапом, в дальнейшем Санта-Кроче ждало немало перестроек и дополнений. Даже фасад был завершен лишь в XIX в., тогда же частью ансамбля стала и неоготическая колокольня.
Украшения храма также не появились одновременно. Век за веком здесь творили Джотто, Таддео Гадди, Донателло, Канова и другие знаменитые мастера, ради знакомства с творчеством которых многие и предпринимают путешествие в Италию. Не меньший интерес представляют надгробия и капеллы, к их созданию скульпторы подходили с не меньшим пиететом. Среди авторов знаменитые Вазари и Брунеллески. Первый создал проект надгробия самого Микеланджело Буонаротти, второй - капеллу Пацци, которую называют «подлинной жемчужиной Раннего Возрождения». Музей изобразительных искусств прошлых веков, не иначе.
Базилику трудно сравнить с другими соборами Флоренции. Здесь чувствуешь себя спокойно и умиротворенно, и, несмотря на присутствие многочисленных туристов, всегда можешь найти местечко, чтобы остаться наедине со своими мыслями и почувствовать то же, что несколько веков назад Стендаль: волнение, граничащее с благоговением.
Добавлено 02.11.2012
Админ