Церковь
Каждый регион Италии примечателен по-своему. Умбрия, например, убаюкивает атмосферой тишины и спокойствия. Возможно, одна из причин кроется в том, что здесь родились и творили чудеса многие святые. Среди них и самые почитаемые итальянцами: Св. Клара, Св. Бенедикт, Св. Франциск. Последний вошел в историю католической церкви как один из самых добрых святых. Узнать больше о его деяниях можно не только из средневековых источников. В городе Ассизи стоит храм, воздвигнутый в его честь, сплошь разрисованный картинами, посвященными жизни Святого. Доступно, наглядно и познавательно. «Нет ничего равного ему; не видав его, нельзя составить себе понятия об искусстве и гении Средних веков», - слова французского философа Ипполита Тэна – лишнее подтверждение тому, что эти места непременно нужно включить в маршрут по Италии.
Базилику ежегодно посещают порядка 5,5 млн. человек. Среди них, конечно, не только представители ордена, но и люди, интересующиеся историей и культурой Италии, с которой тесно связаны, как сам Святой, так и мастера, принявшие участие в создании храма. Его строительство началось в 1228 г., спустя короткое время после смерти Франциска Ассизского и его последующей канонизации. Работы над Нижней базиликой продолжались всего лишь два года, Верхняя же была завершена к 1253 г., на внутреннюю отделку ушло еще более ста лет. Мощи Святого были перенесены сюда в 1230 г. И не просто перенесены, а замурованы, да так, что обнаружить их удалось лишь в XIX в.Определить стиль, в котором построена базилика, достаточно сложно. Скорее можно говорить о смешении романских и готических черт. Возможно, поэтому кто-то видит в храме черты средневекового замка. Однако внутренняя атмосфера вовсе не ассоциируется с характерными для подобного рода сооружений суровостью и мрачностью. Напротив, красочные фрески на стенах Верхней базилики заставляют по-новому взглянуть не только на весь ансамбль, но и на личность Франциска Ассизского. Среди авторов росписей называют, в том числе, Джотто. Некоторые ученые в этом сомневаются, но большинство продолжает верить. Споры отнюдь не умаляют значение фресок для истории искусства. Да и глядя на картины, изображающие деяния Святого, не остается никаких сомнений в том, что нарисовать их мог лишь великий живописец, которому итальянцы обязаны одной из своих богатейших художественных галерей, скрытой в этих стенах.
Самые трагические события в истории базилики произошли совсем недавно, в 1997 г., когда весь город вздрогнул от землетрясения. Пострадали не только крыша, несущие конструкции, но и фрески. Для их восстановления потребовалось немало сил и средств. Шутка ли, собрать заново изображение, распавшееся на несколько десятков тысяч осколков. Несмотря на кропотливый труд, порядка 20% росписей числятся безвозвратно утерянными. Тем не менее, в 2000 году ЮНЕСКО было принято решение включить базилику (а также ряд других францисканских памятников Ассизи) в список Всемирного культурного наследия. Ученые тем временем надеются на возможности современных технологий, благодаря которым посетители смогут увидеть все картины такими, какими они были созданы в XIII-XIV вв. Речь идет о трехмерной компьютерной модели свода и специальных очках, которые позволят перенестись в прошлое.
Несмотря на большую популярность в наши дни, город все же отличает какая-то таинственная тишина. А, быть может, все зависит от личного восприятия и настроя каждого. Ведь большая часть путешественников все же приезжает сюда по зову души, поклониться мощам покровителя всей Италии и обрести чувство покоя и красоты, витающее в воздухе Ассизи.
Добавлено 02.11.2012
Админ