Собор
Дух соперничества вдохновляет людей на создание шедевров. Так появились многие картины, скульптурные композиции, архитектурные сооружения и даже целые города. Высказывание вполне употребимо в рассказе о Сиене. Во многом именно борьба с Флоренцией привела к появлению этого красивейшего из итальянских городов. То, что мы можем любоваться безупречным средневековым ансамблем, опять же стечение обстоятельств. После чумы XIV в. шансы Сиены занять лидирующее положение в Тоскане резко упали. Интерес к ее делам исчез как со стороны выживших респектабельных граждан, так и со стороны соперников. Поэтому культурное наследие того периода и дошло до наших дней без каких-либо кардинальных переделок.
Гулять по историческому центру Сиены - сплошное удовольствие. Ведь здесь, чтобы почувствовать себя в другой эпохе, не нужно никаких ухищрений. Достаточно лишь пуститься в увлекательное путешествие по лабиринту улочек Старого города и не выходить за его пределы, пока не будет пройден последний тупичок. Правда, прогулка может затянуться не на один день, ведь каждая достопримечательность требует основательного подхода. Одного взгляда на Сиенский собор в романо-готическом стиле достаточно, чтобы это понять.Строительство культового сооружения было непростым. Исследователи даже не могут прийти к единому мнению относительно его датировки. Кто говорит о XII в., кто о XIII в. Одно известно наверняка: в работах над тем вариантом, что мы имеем удовольствие лицезреть сейчас, принимал участие Джованни Пизано. В течение 12 лет мастер тщательно выделывал фигурки святых, горгулий, гиппогрифов и листья аканфа. Но этот вариант устроил не всех, ведь в планах властей уже было создание самого большого собора в Италии, а при благоприятном стечении обстоятельств и в Европе. Прежний должен был стать в лучшем случае небольшой частью нового. В середине XIV в. этому намерению положили конец чума, разорение казны и дележ власти. В итоге было принято решение завершить Старый Дуомо. Строительство было возобновлено, как только Сиена оправилась от черной смерти, и уже не прекращалось на протяжении веков. Невооруженным глазом хронологию появления той или иной детали не проследить. Целостность ансамбля не кажется нарушенной, каждый из мастеров с уважением относился к художественным традициям своих предшественников, хотя, как выясняется, по сей день осталось много незавершенного. Единственное правило, которого придерживались все зодчие, – акцент на черных и белых тонах. Это не случайно. Цвета символичны для Сиены. По легенде, на лошадях именно такого окраса прибыли сыновья убитого Рема, будущие основатели города, Сениус и Аскиус.
В декоративных деталях собора можно разбираться долго. Изначально архитекторы стремились покорить мир размерами, но затем, похоже, полностью переключились на отделку. Точно выразился П. Муратов, написав, что «сьенцы обратились к украшению старого Дуомо со всем жаром своей набожности, со всем вкусом, которым наделила их природная художественная одаренность». Так в итоге и получился самый сказочный собор Италии. Сказочный, несмотря на всю серьезность сюжетов и работ. На создание одного только инкрустированного пола ушло лет 200. Панели воспроизводят более 50 сюжетов, прежде всего на библейскую тематику. Для зрителя их полностью открывают лишь раз в году, как правило, в конце лета после исторических скачек (Палио). Зато в любое время года доступна кафедра, украшенная несколькими сотнями фигур людей и животных, - шедевр, созданный Николой и Джованни Пизано, при участии, в том числе, и Арнольфо ди Камбио. Среди прочих имен (уже знакомых путешествующему не первый день по Италии) – Гирландайо, Пинтуриккьо, Донателло, Бернини, Микеланджело. Они и многие другие мастера своего времени оставили вечную память о себе в Сиенском Дуомо. Продолжить список можно, если направиться в соседнюю библиотеку Пикколомини, баптистерий и, наконец, в Музей собора, главными экспонатами которого по праву считаются полиптих «Маэста» Дуччо ди Буонсеньи и снятые с фасада статуи Джованни Пизано.
Знакомство с такими шедеврами требует передышки и осмысления. Перевести дух можно на смотровой площадке, с которой открывается чудесный вид на колокольню (XIV в.) и, вероятно, ваш следующий пункт назначения, площадь Piazza del Campo, с которой Сиену связывает не менее богатая история.
Добавлено 02.11.2012
Админ